Из грустного и смешного: В 1978 году возвращаясь с работы на велосипеде, я решил сократить путь и проехать по первому ледку. Малышня лет 10-12 уже во всю гоняли шайбу по льду котлована, думаю и меня выдержит. При выезде на лёд сначала было всё хорошо, ближе к середине ледок под колёсами начал похрустывать, а на самом глубоком месте мы с Уралом ухнули под лёд. Вынырнул в полынью, малышня набежала - близко не подходят, лёд хрустит у них под ногами, а я пытаюсь выкарабкаться на лёд. Только ногу забросишь на лёд, хрясть и едва успеваешь удержаться, что бы не окунуться с головой. Так я проломал метра четыре и наконец смог выползти на лёд, отползти метров на пять и встать на ноги. Благо дом был через дорогу, пулей переоделся в сухое и побежал к другу за помощью. Вдвоем стащили на лёд отцовскую плоскодонку и сидя в ней принялись крюком искать велосипед. Достали его с глубины четырёх метров, из руля вилок и рамы сбежала водичка, малышня взахлёб рассказывала подошедшим про эпопею, а мы своим ходом заехали во двор.
В 1969 году мы с отцом работали вместе , он плотником, а я токарем. Вот тогда мы с ним собрали самодельную коляску к ИЖаку: , а через год я поступил в военное училище. Водительских прав у меня не было, но бывая в отпусках покататься отец давал. Через дядьку узнавали на каких направлениях дежурят ГАИшники и по безопасным маршрутам ездил по деревням навещать родственников. Через год отец поменял ИЖака на свои первые четыре колеса: . Машина продержалась в семье год, отец, как профессиональный водила грезил колёсами и поменял инвалидку на ЗАЗ-966: , охлаждение воздушное его не устраивало и он приспособил на крышу радиатор охлаждения. Пару раз на нём дали прокатиться, а перед моим выпуском отец приобрёл "копейку": Это уже была машина!!! В семье её холили, служила отцу верой и правдой до самой смерти и в 1986 году по наследству перешла зятю. Зять, бывший инструктор ДОСААФ "копеечку" лелеял и расстался с ней уже в 2000-х, думаю, что еще кому-то служит. На службе было не до машин, дети маленькие, с деньгами всегда впритык, но о колёсах мечталось. К концу службы записался на очередь за машиной и по мере возможностей стали подкапливать денежку. Девчонки подросли, жена работала, очередь потихонечку двигалась. В 1988 году, проживая в Махачкале, всем купили велосипеды. Мне "Урал" , жене "Приму" . Оба велосипеда сейчас у сына, катаются с женой по мере возможностей. Старшей дочери взяли "Пионер" , а младшей "Дошкольник" . Велики жили в 3-х комнатной квартире на четвёртом этаже, не пылились, были всё время востребованы, а в 1989 году мы на них совершили марш-бросок на 64 километра. В отпуску поехали отдыхать на базу отдыха в Манаскент на берегу Каспийского моря. Младшей было всего 9 лет и она выдержала только до Каспийска. После небольшой передышки взял её на буксир, а перед самым Манаскентом, при неудачном притормаживании буксир закусило передним колесом так крепко, что я даже провернуть его не смог. Спрятали велосипед в придорожной канаве, думал своих довезу и вернусь. Вернувшись через час велика я не нашел. Когда мы сломались, то в пределах видимости паслась отара овец, думаю чабан сделал велику ноги, но он не признался. С 1989 по 1992 год служил в Буйнакске, семья осталась в Махачкале. Домой появлялся только в редкие выходные. В 1990 году отучился вечерами в ДОСААФ и получил права категорий А, В и ВС. Первые храню, как раритет, а последние после всех обменов работают по сей день. В Буйнакске был служебный "Урал" и "нулёвый" УАЗ-469 . На них ездил из Буйнакска в Махачкалу повидаться с семьёй. Оставлять на улице побаивался местных джигитов и поставил во дворе гараж, где они были в безопасности. Мой водитель, с которым дружим и перезваниваемся, как-то заспорил со мной, что на УАЗике он меня "сделает"??? Вечером выехали за город на тихую трассу и сделали три старта: Во всех заездах победил Урал!!! Из забавного: Была встреча выпускников под Питером и в культурной программе было перетягивание каната. Организатор встречи, оглядев нас иронически - потных, ещё не отдышавшихся предложил побороться с УАЗиком. Предложение было принято с восторгом. К нашему разочарованию, УАЗик зарывшись мостами по брюхо - проиграл схватку!!!
"Не путевые заметки". В 1992 году закончил службу. При увольнении в запас выделили талон на покупку "Урала", но было не до колёс, т.к. предстоял очередной переезд. Перебрались в г.Петропавловск Казахский. В Махачкале продали квартиру, гараж, дачный участок, велосипеды поехали в контейнере в Петропавловск. На новом месте купили частный дом и нашу первую машину: Шестёрке было 12 лет, состояние удовлетворительное, начали осваивать и учить вождению супругу и старшую дочь. В первый год по первому снежку и гололёду случилось первое ДТП. Пытаясь избежать столкновения с притормаживающим грузовиком у которого не работали стоп-сигналы, резко ушел на обочину и срезал приличный тополь. Фара вдребезги, правый бампер смят, крыло вдавило на покрышку, но шоха на ходу. Крыло отогнул, как смог и к костоправам на ремонт. Выправили, даже красить не пришлось, дядя Вова знал своё дело на пять с плюсом! На следующую зима поехал на сельскую ярмарку водкой торговать и на повороте решил проверить торможение скоростью. Проверка закончилась слётом с трассы, отключкой и разбитой головой. Очнулся, машина в заснеженной поле, водкой пахнет, хоть закусывай. Передок смят, капот в гармошку, лобовое треснуло, от фар остались только отражатели. Задним ходом, по распаханному полю дополз до трассы метров 30 и самостоятельно получилось выскочить из кювета. На трассе выяснилось, что машина не слушается руля из-за согнутой рулевой сошки. При движении прямо происходит самопроизвольное рысканье в разные стороны, только на первой передаче удаётся хоть как-то контролировать ситуацию. В итоге 12 километров преодолевались четыре часа, встал перед гаражом и домой страшно заходить. Пошел сдаваться, ахи охи, слёзы-ну слава богу сам живой! Приговор дяди Вовы: кузов надо растягивать домкратами, железо я тебе сделаю, покрасишь будет как новая, но держать дальше не советую, т.к. память железа потихоньку начнёт вылезать. Машину он мне делал по выходным в слегка отапливаемой гараже (а был конец января), я помогал чем мог и через месяц шоха была готова к покраске. Пока обеспечивал дядю Вову запчастями, на рынке познакомился с одним из продавцов. Он торговал с капота москвича 2141, машина была 3-х летка и так я на неё запал, что при каждом появлении просил продать. Продавец, кстати тоже Володя, сначала отмахивался, а потом предложил поменяться на мою шоху с моей доплатой. Через два месяца после покраски шестёрки мы оформили обмен машин по доверенностям и "Серый" стал моими очередными колёсами.
Настали лихие 90-е. С работы уволился, денег не платили-выдавали продукцией. В качестве расчёта взял легковой прицеп. «Серый» был моей рабочей лошадкой. Заменил стойки на газовые, переделал схему подключения отопителя салона, поставил низко профильную резину б/у, карбюратор поменял на жигулёвский и стали работать. Машина нравилась и нравится до сих пор: Салон просторный, тёплый, передний привод, сиденья складываются в ровный пол (спишь в полный рост), движок тяговитый, зеркала из салона настраиваются. Не без минусов конечно, обработка кузова никакая, на пятом году на порогах и крыльях краска полезла рыжими пузырями, пятая передача без понтовая - против ветра не ехал, а так машина хороша. Прежний хозяин не особо машиной занимался, после контузии в Афгане потерял слух и видимо по этой причине подпалил движок. В машине в неизвестность уходил тосол, нигде причину выяснить не удалось и я с этим смирился. За сутки со стакан убегало, убегало в один из цилиндров. Замена прокладки выручала на пару-тройку недель, а дальше снова подливай. В этот период, занимаясь коммерцией, ни дня не мог быть без машины - масть шла и с проблемой мирился. Собрал потихоньку оборотный движок, перебил на нём номера под свой движок и когда родной отказывался работать, за вечер в гараже перебрасывал моторы. За год накручивал по 50-60 тысяч и это с прицепом и груженный под завязку. Рабочая лошадка, стоящая машина, когда заработали с ним на две квартиры и новую машину — расстаться с ним не смог, заменил железо, покрасил и поставил на колодки в гараж. Два раза на нём слетал зимой с трассы. Первый раз сам выскребся, второй раз ЗИЛ-131 выдернул. После меня два брата эту модель себе взяли, один б/у с 1,5 литровым движком, второй нового двигателем 1,8. Второй движок был самое то для машины, а полторашки ему маловато. Первый братишка решил поменять себе движок на 1,8 и поехали мы с ним в Уфу на завод. Зима, начало февраля, морозы, на дорогах перемёты, Урал еле прошли, а в Уфе сутки провели в машине, ждали когда дороги расчистят. Резина у меня на тот период вся под стёрлась, с собой взяли две покрышки и четыре камеры — в дороге всё это ушло в ход. Покрышки бэушные, металлокордовые, трос проволокой внутрь повылез и прокалывает камеры, но до Уфы дошли не обморозились.
В 1997 году пригнали мне из Тольяти ВАЗ-21063, мою первую нулёвую машину. В это время в Казахстан активно гоняли машины с вторичного рынка Германии, загорелся и я на иномарку. В зиму это же года по выходным стал выгонять свою «Жучку» на авторынок, где и приметил после Нового года свою будущую «Ласточку».
у деда в деревне помню б был иж 56 цвета морской волны катал нас по деревне, а когда уже подросли, давал нам на нем на танцы съездить в клуб, хорошее было время
Три друга поехали в Польшу за машинами в автосалон. У двоих деньги на покупку были, а третьего взяли с собой, как подменного водителя. В Польше он уговорил их и ему купить машину обещая за полгода рассчитаться с друзьями. По рассказу продавца совпадают сроки, когда мне перегоняли «Жучку» они гнали из Польши «Фиатов». Парень силы видать не рассчитал и через полгода друзья машину у него забрали и закрыли в гараж. Но поскольку часть денег за неё он выплатил ему поставили условие: Фиата продаешь, с нами рассчитываешься, а дальше сам думай. Я предложил ему поменяться, он перезвонился с друзьями и те сделку одобрили. Так в марте 1998 года я стал владельцем «Фиат Сиены», 1997 года выпуска с пробегом 3800 км. из которых 3200 был перегон. Фиата назвали «Ласточкой», служил он верой и правдой 12 лет до 2010 года и был продан с пробегом 167 000 км. За эти годы на машине менялись пару раз пыльники ШРУСов и валики натяжителя ГРМ….и больше ничего!!! В первую зиму, возвращаясь с работы, въехал в троллейбус: троллейбусу ничего, а у меня только трещина бампера, которую впоследствии сам заклеил без видимых следов. К машине прикипел душой и сердцем с ответной отдачей. Когда начала витать в воздухе тема продажи плохо спал и упирался всеми фибрами души. Здравый смысл конечно победил, но любовь осталась.
"Не путевые заметки". Смысл был ещё в предстоящем переезде из Казахстана в Россию, а в тот период можно было перегнать машину не ниже Евро-3. Продали «Ласточку», поскребли по сусекам и взяли 4-х летнего Ниссан Ноут, 1,6 на механике, черненького из Германии. Машину назвали «Енотом».