Ок, гуляем дальше по Тверской. Дом генерал-губернатора. Особняк на Тверской построили в 1782-1784 годах для московского генерал-губернатора З.Г. Чернышева, предположительно, по проекту М.Ф. Казакова. Для строительства здания использовали камень из разобранных стен Белого города. Дом генерал-губернатора получил П-образную форму, во внутреннем дворе разместились хозяйственные постройки. В 1785 году казна выкупила особняк у вдовы графа Чернышева. В нем устроили официальную резиденцию администрации города, а здание стали называть Тверским казенным домом. Здесь градоначальник заслушивал отчеты подчиненных и давал указания. При губернаторе В.А. Долгоруком в этом здании не только жили и работали, но и проводили торжественные приемы и балы. Поэтому посетители из парадного входа попадали сразу на широкую лестницу. Следом — Белый зал с балконами для музыкантов. Далее — Голубой зал, а за ним — Красный. Дом генерал-губернатора несколько раз страдал от пожаров, но его быстро восстанавливали. А при Сергее Романове дом перестроили, интерьеры заменили. Зато в здании появилось отопление, водопровод, канализация, электрическое освещение, телефон и лифты. Тогда же конюшня во дворе превратилась в гараж. При расширении улицы дом был передвинут вглубь на 14 метров. Еще этот дом известен тем, что был в центре аферы, устроенной "шайкой "Червоных Валетов". Вот как об этом писал Гиляровский: "Генеральский сынок Павел Шпейер, под видом богатого помещика, был вхож на балы к В. А. Долгорукову, при первом же знакомстве очаровал старика своей любезностью, а потом бывал у него на приеме, в кабинете, и однажды попросил разрешения показать генерал-губернаторский дом своему знакомому, приехавшему в Москву английскому лорду. Князь разрешил, и на другой день Шпейер привез лорда, показал, в сопровождении дежурного чиновника, весь дом, двор и даже конюшни и лошадей. Чиновник молчаливо присутствовал, так как ничего не понимал по-английски. Дня через два, когда Долгоруков отсутствовал, у подъезда дома остановилась подвода с сундуками и чемоданами, следом за ней в карете приехал лорд со своим секретарем-англичанином и приказал вносить вещи прямо в кабинет князя… Подробности этого скандала я не знаю, говорили разно. Известно только, что дело кончилось в секретном отделении генерал-губернаторской канцелярии. Англичанин скандалил и доказывал, что это его собственный дом, что он купил его у владельца, дворянина Шпейера, за 100 тысяч рублей со всем инвентарем и приехал в нем жить. В доказательство представил купчую крепость, заверенную у нотариуса, по которой и деньги уплатил сполна. Это мошенничество Шпейера не разбиралось в суде, о нем умолчали, и как разделались с англичанином — осталось неизвестным. Выяснилось, что на 2-й Ямской улице была устроена на один день фальшивая контора нотариуса, где и произошла продажа дома. " Напротив этого дома на др. стороне Тверской стоит памятник Долгорукому. А раньше на этом месте стоял памятник русскому военачальнику, герою русско-турецкой войны 1877—1878 годов, генерала от инфантерии Михаилу Дмитриевичу Скобелеву,беспощадно уничтоженный "Софьей Власьевной". Скульптором был, отставной подполковник Петр Самсонов.
Спасибо. Значит не зря стараюсь. Я тут на одном фото памятнику Скобелеву заметил интересную вещь, но не придал ей значения. Этот торчащий на заднем плане шпиль не что иное как пожарная каланча. В этом доме располагалась полицейский тверской околоток и пожарная охрана. При пожаре, на этом шпиле поднимались шары разного цвета. По этим цветам граждане могли определить где горит. Ночью при пожаре на шпиле поднимались фонари.
Спасибо, Серж! Некоторые известные дома по Тверской я сознательно пропускал, по причинам: магазин Елисеева(Тверская,14) всем уже давно знаком и ничего интересного я не добавлю, дом самого известного булочника Филиппова(Тверская,10) сейчас стоит в лесах и что из него сделают в итоге, боюсь даже Собянин не предполагает. Жалею, что пропустил дом, о котором мало что знаю, но поражающий свое красотой и, как-бы "выделенностью" из общего строя. Это дом книгопечатника Сытина(Тверская 18). После перестройки дома архитектором Эрихсоном фасад дома получил характерные черты модерна. Уже позже сытинский дом переместили на тридцать с лишним метров сторону Настасьинского переулка, что бы он не закрывал вид на новые корпуса издательства «Известий». Так он стоял: Подготовка к передвижки: Так мы его можем видеть сейчас:
Продолжаем прогулки по Тверской. Тверская ул. д.9 Про этот дом особо сказать нечего, кроме того, что это образец зарождавшегося тогда стиля "сталинский ампир". Цокольный этаж облицован природным карельским гранитом (по слухам этот гранит везли в Москву фашисты, хотели что-то соорудить в честь взятия столицы СССР). Дом построен по проекту архитектора Жукова. Он же поректировал ВСХВ(ВДНХ). Мне этот дом и его сосед по Газетному переулку, 17 интересен другим: не все москвичи знают,что это отдельно стоящие здания. И между этими домами есть узкий проход, который выводит с Тверской в БрЮсов переулок ))). Именно в этом углу и начинается(или заканчивается,кому как)) этот самый проход. Следующий дом по этой-же стороне - здание Центрального телеграфа. Архитектор Рерберг. На угловом тоце этого здания можно увидеть один из первых вариантов символа СССР - серп и молот. Примечательно тем, что там серп и молот разнесены по разные стороны. Тогда еще не был утвержден окончательный вариант.Такое изображение можно увидеть в Москве еще в двух местах: барельеф на стене петровского пассажа и в декоре главного входа в здание Казанского вокзала Еще экскурсоводы по Тверской любят задавать задачку своим экскурсантам: "что необычного на циферблате часов на здании телеграфа?" Прежде, чем откроете скрытый текст, постарайтесь сами найти это "необычное". Spoiler На циферблате цифра четыре изображена в непривычном нам виде «IIII» Как правило, «четыре» пишется как «IV». Для меня ничего необычного в этом нет. Я где-то читал, что часовщики такое часто практиковали. Дело в том, что "IV" в зеркальном отражении становится цифрой "VI"(шесть). И чтоб не было путаницы ставили "IIII".
Интересно Сергей, а ты не знаешь случаем почему на Петровском пассаже серп развернут в другую сторону? Может конечно и нет а этом смысла, а может и есть)) Да и за экскурс спасибо!
Скорее всего это просто фантазия скульптора Манизера. Тогда это была еще только символика рабочих и крестьян, не оформившаяся в окончательный вариант.
Москва кинематографическая. "Брат 2". Один из моих любимых фильмов. Там есть эпизод в начале, где три друга сидят в бане. Это знаменитые "Сандуны". Их основатель питерский актёр Сила Сандунов. Позже эти бани перекупил купец 1-й гильдии Иван Григорьевич Фирсанов. После смерти И.Г. Фирсанова они перешли к его дочери и единственной наследнице Вере Ивановне Фирсановой. Вместе со своим вторым мужем Алексеем Ганецким она решила полностью перестроить старые бани, что и сделала. Между Звонарским и Сандуновскими переулками возник целый банный комплекс. Затем Данила находит убитого друга и говорит адрес: Хохловский 4. Это исторический район Москвы между улицами Маросейка и Солянка, называемый москвичами "Ивановская Горка". Один из семи холмов, на которых стоит Москва. Далее приезжает брат Данилы и находит их в музее. Снимали эпизод в Историческом Музее на Красной площади. Архитекторы Шервуд и Семенов. Друзья решают идти на "дело" и вооружаются у "фашиста". Этот дом и подвал существуют и сейчас в подворотне Хитровки. Я часто прогуливался по Ивановской горке и это действительно оч. атмосферное место. А дальше погоня! Жмем на газ и вперед по их следам! И посмотрим где они гнались и что проезжали. Здесь они летят на углу Хохловского и Копачного переулков. Этот двух этажный дом с балконом по кругу-просто чудо! Невероятно органично вписывается в старую Москву. Еще это место примечательно тем, что именно здесь протекала речка Рачка. Сейчас она убрана в трубу, но иногда показывает свой норов. Иногда по весне там такой бурный поток, что выбивает люки водосборника и затапливает это место. Далее погоня летит мимо усадьбы Тимофея Саввича и Марии Федоровны Морозовых, родителей знаменитого мецената Саввы Морозова. Со знаменитым летним садом. В самом центре Москвы! Сейчас этот дом с садом арендован частной компанией, но доступ к саду не ограничен и можно там прогуляться. А дальше, по прихоти режиссера, погоня уже мчится по ул. Забелина и сворачивают во двор дома с двойной аркой. Там старший брат (Сухоруков) расчехляет прихваченный из музея пулемет Максим и расстреливает приследователей. Этот дом известен тем, что стоит на месте бывших соляных погребов. Отсюда и название улицы, которая проходит рядом- Солянка. Московское купеческое общество начало строительство комплекса шестиэтажных доходных домов по проекту архитекторов В. Шервуда, И. Германа, А. Сергеева. Под зданиями были устроены двухуровневые подвалы, которые предполагалось использовать в качестве складских помещений. На сегодня все входы в эти подвалы закрыты(заварены,завалены). По некотрым сведениям это было сделано по приказу Шойгу, который там жил(может и сейчас живет). Отделавшись от преследователей, братья вдруг сразу выходят на Яузский бульвар и вот они уже идут мимо одного из интереснейших довоенных домов Москвы, построенного для командного состава Красной Армии архитектором И. Голосовым в 1934-1936 годах. По сторонам большой арки можно видеть статуи того времени — рабочего с отбойным молотком и колхозницы с винтовкой и со снопом. Вторая очередь этого жилого комплекса, корпус по Яузскому бульвару, была окончена в 1941 году. Из-за начавшейся Великой Отечественной войны внешняя отделка здания закончена не была. Одна из немногочисленных деталей фасада дома, практически полностью лишенного архитектурного декора – ленточный балкон шестого этажа.