Москва кинематографическая. Еще один из моих любимых фильмов - "12 стульев". Снимал Гайдай в 1971г. Гайдаю для создания антуража города 1920-х пришлось выбирать несколько другие адреса, нежели те, что фигурируют у писателей Ильфа и Петрова. Сьемки фильма проходили в разных городах (в т.ч Пятигорск), но мы пройдемся по Московским адресам. Итак, герои решают поехать в общежитие - у Бендера там якобы друзья. В романе оно находится в переулке Сивцев Вражек, а в фильме нам показывают дом в Староконюшенном, его начальная часть сохранила облик нужной Москвы. Под видом общежития имени монаха Бертольда Шварца показывают интересную усадебку, построенную практически сразу после пожара 1812 г. (Староконюшенный переулок, д. 2) Идем далее. Поселившись в общежитии, Остап и Киса решают первым делом ехать в музей мебели, куда перевезены стулья из Старгорода. Гайдай находит замечательный маленький особнячок на Воронцовом Поле. (Воронцово Поле, д. 12.) Красная линия особняка №12 по Воронцову полю повторяет поворот улицы, ведущей от Садового кольца к Бульварному. Эклектичный богато декорированный фасад слегка изогнут, а посередине украшен большим куполом. В 1888 г. архитектор Д. Чичагов построил этот дом для торговцев шелковыми тканями С.А. и К.В. Капцовых. Однако стулья после аукциона расползаются по Москве. Один из стульев отправляется к поэту Никифору Ляпису-Трубецкому , живущему в романе на Садовой-Самотёчной. А в фильме нам показывают известное здание в Малой Молчановке. (Малая Молчановка, д. 8) Это огромное представительное здание (7-8 этажей). Эти львы стали своего рода символом дома. Да и в дореволюционной Москве Малую Молчановку все чаще называли «улицей, где дом со львами». Выстроенный архитекторами И.Г. Кондратенко, С.А. Дорошенко, В.Н. Волокитиным для домовладелицы Г.А. Гордон. Кинематографисты советских времен, умевшие выбирать и общие планы, и декорации, не раз использовали его в своих фильмах. Идем дальше. По книге Остап идет к Эллочке-людоедке, живущей в Варсонофьевском переулке.(адрес не указан) Варсонофьевский известен тем, что здесь был расстрельный дом. Дом был отдан ВЧК и там, в 1937–1940, было расстреляно от 10 000 до 15 000 человек.(Варсонофьевский пер., д. 7) (будет отдельня тема сталинских репрессий). А в фильме Остап идет к дому № 7 по Печатникову переулку: Это известный "Дом с кариатидами". В 1896 году его купил разбогатевший крестьянин Пётр Сысоев. Разбогател Сысоев благодаря собственному труду - он был лепщиком, настолько искусным, что его привлекали к лепным работам в интерьерах гостиницы "Метрополь", так он прославился и смог купить себе этот маленький изящный двухэтажный особнячок. Он немного перестроил дом и украсил фасад кариатидами и другими элементами декора. До сих пор сохранился вензель с буквами "ПС", помещённый Петром Сысоевым в центре фасада дома.
Мои тоже.))) Спасибо за отзыв, Серж. Пока будут такие отзывы, буду продолжать. А мне есть чего еще интересного рассказать о моем городе. Истории, гениальные люди творившие в Москве и просто в ней жившие, смешение архитектурных стилей и потрясающе красивые дома.
Отойдем на время от Москвы кинематографической. Не все знают, что выражение "гонять лодыря" т.е. бездельничать - это чисто московское выражение. Христиан Иванович Лодер – знаменитый анатом, профессор Императорского университета, чьи корпуса еще сохранились на Моховой улице в центре столицы. Архитектор Матвей Казаков. В одном из переулков Остоженки Лодер открыл знаменитую клинику (Хилков переулок, дом 3). Это была первая физиотерапевтическая клиника. Весь московский и петербургский бомонд приезжал к нему лечиться: принимали ванны, пили минеральную воду и обязательными были прогулки на свежем воздухе в парке. Извозчики, привозившие туда господ и дам, выстраивались по обеим сторонам переулка. Простые москвичи с интересом наблюдали за таким лечением и спрашивали у извозчиков "чего это они там бродят?". На что извозчики отвечали - " да это их лодер гоняет". "Вот же бездельники" говорили москвичи, "делать им болше нечего". Отсюда и пошло выражение "гонять лодыря", т.е. бездельничать, проводить время в пустую.
Серёж класс! Читаю все твои публикации с удовольствием. И уже жду момента твоего переезда в Снегири, чтоб лично познакомиться!!!
Жень, спасибо за отзыв. У меня есть еще много чего, о чем рассказать. Будет не менее интересно. Только вот в Снегири на ПМЖ я не собираюсь))). Буду часто по работе там бывать, но жить у себя. Сейчас делаю подборку еще по одному фильму, любимому миллионами россиян. В принципе, я могу писать по памяти, поскольку я "в теме". Но чтоб избежать досадных ошибок, все-же надо сверяться с уважаемыми источниками (википедию сразу отметаю. Это не тот ресурс на который можно положиться).
Ну разница в ПМЖ и ВМР не очень велико, меняется только время нахождения в наших краях) А суть остаётся!
Не знаю как понимать аббревиатуру ВМР, надеюсь это что-то приличное.)))) А лучше ты выбирайся как-нить в Мск, можем вместе прогуляться по любой улице на выбор. Все расскажу и покажу, зайдем в переулки, поговорим о известных людях, там живших.
Хорошая мысль. Согласую дату с любимым Главбухом и приедем) Спасибо за предложение. Сейчас в личку тебе телефон свой чиркну, для оперативности связи. А ВМР - временное место работы))
Есть в Москве уникальная табличка. Уникальна она тем, что она единственная в своем роде, чудом сохранившаяся до наших дней. Поэтому в 1798 году по указу императора Павла I, жителям города в обмен на освобождение от тягот постойной повинности было предложено добровольно профинансировать строительство казарм. В 1801 году строительство такого дома было завершено. Примечательно, что это первое в Москве здание, построенное специально для казарм. Архитектор Д. Жилярди. Это грандиозное здание стоит на Покровском бульваре.(Покровский бульвар, д.3) Сейчас оно принадлежит лукойлу и искажено пристройками и пластиковыми окнами. (Что касается второй строки - "Мясниц. час. 3-го кварт.", это адресный указатель старого типа. В прошлом на адресных табличках указывались не улица и номер дома, а местная полицейская часть, номер квартала). Есть в Москве еще одна уникальная табличка, это был один из первых опытов "сквозной нумерации домов", но о ней позже. Так вот одна и единственная такая табличка, сохранившееся до наших дней находится на воротах бывшей усадьбы Румянцева-Задунайского. Пётр Александрович Румянцев-Задунайский. Русский военный и государственный деятель. За победы над турками при Ларге, Кагуле удостоен титула «Задунайский». Кавалер многих орденов. Почётный член Императорской Академии наук и художеств. А по жизни лихой "гусар", мот и гуляка, фаворит Екатерины II. Его усадьба- необычайной красоты здание, расположенное на углу Маросейки и Армянского переулка(ул. Маросейка, 17). Привлекает внимание богатое скульптурное оформление: стены усадьбы украшают фигуры девушек, которые аллегорически изображают свободные художества. В их руках - лиры, театральные маски, угольники и другие предметы. Причем, если присмотреться, эти фигуры не пожиже одна на другую и смотрят они в разные стороны. Ряд исследователей называют архитектором проекта знаменитого В. И. Баженова, другие приписывают постройку М. Ф. Казакову. Сейчас там находится посольство Республики Беларусь. Здание содержится практически в идеальном состоянии, за что огромная благодарность Беларуси от москвичей, за бережное отношение к памятнику нашей архитектуры и истрии.