Мое мнение о Большом Терроре, развязанным сталиным уже не изменится. Нет желания начинать какую-либо дискуссию на эту тему в этой ветке, лучше двинемся дальше по первопрестольной. В Москве столько красивейших домов, шедевров архитектуры, интересных фактов, событий и гениальных людей живших и творивших в этом городе. Все будет))).
Продолжаю тему "Москва кинематографическая". Один из любимых всеми фильмов, снятый Говорухиным по роману Вайнеров "Эра милосердия". "Место встречи изменить нельзя". Кто читал это произведение знают, что есть заметная разница между книгой и фильмом. Жиглов в романе - это высокий и широкоплечий брюнет. Но не суть, важно что из этого получилось. На роль Жиглова пробовались многие маститые актеры, (Баталов, Кузьменков, Шлыков) но Говорухин уже видел в этой роли только Высоцкого. Примечательно то, что когда Говорухин перечислял Высоцкому тех, кто пробуется на эту роль тот отвечал: "Да, они конечно лучше будут в этой роли, чем я. Но тебе же не надо лучше!, тебе надо так как это сделаю я!"))) Можно долго говорить об истории создания фильма, но мне больше интересны места, где происходили сьемки. Понятно, что сейчас многих домов уже нет, фильм снимался в 1979-м. Помните начало фильма, когда убивают Васю Векшина? Там засветился известный "дом со зверями" на Чистопрудном бульваре(д.14,стр.3). На этом доме барельефы фантастических животных, птиц и растений, выполнены по эскизам художника С.И. Вашкова – ученика Васнецова. Сам дом, это обычный для тех лет доходный дом, который не раз перестраивался, но вот арнамент просто завораживает. Там в чем "фишка": если идти по четной стороне бульвара, то этот барельеф можно не заметить. Он находится на уровне 3-4го этажа. А вот если идти по пешеходной зоне самого бульвара, то с расстояния и открывается вся эта красота. Просто для "справки": в архитектурном украшательстве есть два определения - "барельеф" и "горельеф"(есть еще 2, но редко встречающихся). Барельеф - это когда скульптурная композиция выступает из стены менеее чем на 40%, все что выступает более - горельеф. Эпизод, когда берут Кирпича в трамвае. Волокут они его в известное здание на Садовой-Сухаревской, д. 5. Аккурат напротив Цветного бульвара. Это дом Правдиной. Выстроен этот особняк был ее мужем в стиле "модерн", архитектором Правдиным. Плавные линии окон, несимметричность, какие-то розы или бутоны над крышей справа, все это классические признаки этого архитектурного стиля. Никакого отделения милиции там накогда не было, но благодаря кадрам из фильма есть повод еще раз вспомнить этот красивый дом. Сцену в ресторане, когда Фокс выбивает витрину буфетчитцой снимали в гостинице «Центральная», бывшей булочной Филиппова (Тверская ул., 10). Этот дом уже много лет затянут сеткой. Но опять-же по кадрам из фильма можно увидеть кладку на полу, лепнину в зале, раритетную мебель. Разговор Жеглова и Шарапова на "Большом каменном мосту". Название осталось от моста, стоявшего на этом месте до его реконструкции. Мост тогда был действительно "большой" и "каменный". Дело в том, что Москва-река весной всегда была полноводной и весенний "ледоход" сильно повреждал опоры этого моста. Для укрепления на его опорах и были сооружены "супротив" течения такие каменные "ледорубы". Но мост все-же разрушался. Поэтому в 1784-1785 годах был прорыт Водоотводный канал. В результате чего в Москве появился искусственно созданый остров Балчуг. И через этот канал перекинули аж 11 красивых мостов! Я много чего знаю про многие мосты (как их строили, реконструировали). Можно будет поговорить о них отдельно. Есть еще один момент в фильме, когда Жеглов спрашивает Шарапова: "Ира на Божедомке? Слушай, орёл. А это не Соболевская часом?" Божедомка. Ныне это улица Дурова, которая со временем стала Старой Божедомкой. Новой же Божедомкой называли современную улицу Достоевского. Короче чехарда полная с этими переименованиями. Доподлинно известно, что в стародавние времена на Руси неопознанные тела людей, а также самоубийц не разрешалось предавать земле на общих кладбищах, а потому свозили их на самые окраины городов, где и устраивались убогие (божьи) дома, а попросту – божедомья. Таким местом и была в 18-м веке эта улица. Заканчивая тему "Место всречи..." могу добавить, что Копытин выводил свой "Фердинанд" из бокового выезда с территории МУРа (раньше уголовный розыск назывался "сыском", отдуда и прозвище блюстителей "мусора"). Этот выезд и сейчас есть и выводит он в Большой Колобовский переулок. А еще на территории МУРа стоят скульптуры Жеглова и Шарапова. Но посмотреть на них можно только из-за забора.
Прочитал и посмотрел, Сергей прекрасно написано! Даже Вайнеров захотелось прочитать, чтоб ещё больше погрузиться, так сказать в "атмосферу".
Сергей действительно - очень здорово и красиво расписано . Спасибо ! Если по теме "Ваши любимые города" Сергей простите за не скромность , Москва любима лишь архитектурно и кино шедеврами прошлого ? А сегодняшний ритм этой , именно Московской жизни ? Т.е. любить за что - критерии разными могут быть ? За монументальность , историю и величие - или за твой , свой персональный комфорт, проживания в этом городе здесь и сейчас ?
Российская версия происхождения слова Слово «мусор», использующееся как пренебрежительное наименование милиционера, не всегда было оскорблением. Оно возникло еще в дореволюционной России и являлось всего лишь аббревиатурой сыскной полиции Москвы: Московский Уголовный Сыск — МУС. Полицейские даже представлялись «МУСор Иванов» или «МУСор Сидоров». Ничего оскорбительного в этих словах не было. Сыскное отделение в Москве существовало с 1866-го вплоть до самой революции. Служащие этого учреждения занимались поиском пропавших, раскрытием убийств, похищений и других уголовных преступлений. После 1917-го МУС был расформирован. Его место заняла новая организация — Московский Уголовный Розыск. Более известна аббревиатура этого названия — МУР. Несмотря на смену наименований и личного состава на слуху у граждан все еще оставались слова «МУС» и «МУСор». Во время разгула преступности в постреволюционный период слово «мусор» стало означать ищейку, подлого человека, способного пойти на любую низость, чтобы выслужиться перед начальством и получить повышение по службе. Закреплению этого значения сильно поспособствовала полная фонетическая идентичность со словом «мусор», которое используется для обозначения бытовых отходов, грязи, сора. Источник: «Мусора»: почему уголовники так называли советских милиционеров © Русская Семерка russian7.ru
Не пожалеешь ни разу! когда начнешь читать (или можно качнуть аудиокнигу и слушать), то про сам фильм уже не вспомнишь. Слог Вайнеров настолько хорош, что "затягивает" моментально. Для меня лучшие в жанре детектива - Вайнеры, в фантастике - Стругацкие а в комедии Ильф и Петров и Зощенко.
Андрей, спасибо за отзыв и комментарий. И за интересный вопрос. Я никогда не жил в центре Москвы. Я сам Коптевский, или как мы тогда говорили:"я с коптЁва". Конечно в молодости хотелось жить поближе к таким культовым местам как кафе Лира и Космос, что были на Тверской(тогда ул.Горького). В Лире частенько давал концерты Макар со своей "Машиной" и пробиться туда можно было только дав швейцару треху. И получив очередную "степуху" мы туда и ломились. А после Лиры мы двигали в Космос. В этом кафе подавали самый шикарный коктейль "шампань-коблер". Последний раз я был в Лире в 86-м, сразу после увольнения из красной армии. Но уже тогда (благодаря горбачевскому сухому закону) это была кафе-кондитерская. Позже это место лужков отдал пиндосам под первую в Москве макдачечную. А вместо легендарного Космоса уже был гамазин Зара. Москва была и остается городом - геморроем в плане проживания в центре столицы. У меня есть друзья, которые живут в центре города. Что бы выехать из центра за город в пятницу, им приходиться отстаивать часовые пробки. Собянин сделал каждый уголок любой улицы платной парковкой. 1500-2000 р.час. исключенье только воскресенья и праздники. Мне с этим немного легче: я исходил весь центр города в пределах Садового не один раз и знаю открытые дворы, где можно поставить машину, не боясь что ее увезет эвакуатор. Когда я хожу-брожу по Москве, то часто разговариваю с москвичами, жильцами домов которые мне интересны. В основном проблема одна: старые коммуникации уже не справляются с нынешними запросами. Если водоснабжение еще туда-сюда, то электросети уже вообще не тянут. Варочные панели, духовки, микроволновки и кондиционеры, холодильники и стиралки. И этот набор только в одной квартире. То же Саввинское подворье на Тверской во внутреннем дворе просто увешано кабелями. Но никто из этих жителей не спешит перебраться куда-нить в новостройку на окраине )))). Я бы наверно тоже не уехал из центра.
Еще раз спасибо за отзывы. Продолжим прогулки по Москве. Ненадолго вернусь к Большому Каменному мосту, есть несколько интересных фактов и событий которые я не упомянул. Мост, который мы сейчас имеем был построен в 1938 году несколько ниже по течению реки и был перенесен к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему. Так появилась самая короткая улица центра Москвы - улица Ленивка. Интересно еще то,что когда строили новый мост то опять-же передвигали дом, который немного мешал новому "путепроводу". Это дом 5/16 по улице Серафимовича. Агния Барто написала целое стихотворение, описывающее передвижку этого дома. "Дом стоял На этом месте! Он пропал С жильцами вместе!". Шикарный стих))), мне оч. нравится. Это был уже восьмой дом, который перемещала недавно организованная контора по передвижке зданий. Пройдемся по Пречистенской набережной со стороны Крымского моста, свернем налево на Соймоновский проезд и далее в "остожье". Мне бы совсем не хотелось, что б моя писанина походила на научно-познавательную лекцию, поэтому буду излагать своими словами и со своими эмоциями. И только о тех домах, которые действительно интересны. Дом И.Е. Цветкова (Пречистенская наб., д. 29, стр. 1). Очень красивый дом, выполненный в неорусском стиле. Оно и понятно, т.к. автором проекта был сам Васнецов. Цветков построил этот дом как галерею для выствки своей коллекции живописи русских художников. Удивительной красоты здание! Прям таки "кичится" своей принадлежностью к русской культуре. Его можно сравнить только с домом Игумнова на Б. Якиманке. В 1942-м там располагался штаб военного атташе Франции. И там висит табличка "Нормандия-Неман". Я думал, что там еще был штаб знаменитой эскадрильи но подтверждения этому не нашел. Возможно это просто памятная табличка в честь героических французских летчиков. Эта табличка висит справа от входной двери Далее идут тоже красивые дома, но они все за заборами и упоминать о них нет желания. Один дом мне интересен, это дом печатника Ливенсона. Вроде в его строительсве принимал участие сам Шехтель. Но интересно совсем другое: Ливенсон по началу печатал всякую мелочь, но вскре начал получатьзаказы от двора и был удостоен звания "Поставщика Двора Его Императорского Величества". Разбогатев, Ливенсон обращается к одному из гениев московского модерна архитектуру Ф.О.Шехтелю(о нем будет отдельный разговор) с просьбой выстроить новое здание типографии. В 1900 году в Трёхпрудном переулке, на углу с Мамоновским переулком по проекту Шехтеля специально для типографии "Товарищества А. А. Левенсона"было построено одно из самых красивых зданий Москвы. Но это только контора(или офис как сейчас говорят), сразу за ним стоИт здание цехов печатной продукции. Что характерно: по территоии можно свободно пройти и посмотреть. Причем подход к зданиям не ограничен ни с какой стороны. Возвращаемся на Пречистенскую набережную и сворачиваем в Соймоновский проезд. Здесь на углу стоит "Дом - сказка". Это дом инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова. Перцов и Цветков были друзьями и при содействии Цветкова он приобрел участок рядом. Перцов объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В жюри - самые именитые: Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель. Но в итоге сам Перцов остановился на проекте Малютина (автора росписи первой русской матрешки), занявшем 2 место в этом конкурсе. Дом выстроен в стиле модерн и в его орнаменте и скульптурах можно увидеть персонажи русских народных сказок. Тут и какие-то крокодилы, поддерживающие балкон и мудрый филин и символика "коловращения" - ясно солнышко. Сова,примостившаяся на одном из балконов... И еще много чего. Когда я прохожу мимо этого дома, то постоянно "залипаю" взглядом и всегда нахожу что-то новое. Здесь был кабинет Льва Троцкого(Бронштейна). Сейчас этот дом находится в ведомости МИДа как дом приемов.