Женя, Серж, большое спасибо за отзывы, продолжу по Арбату должно быть тож интересно... Отпускаем лихача и дальше пройдемся пешком. Там уже не далеко Смоленская площадь...но уйти не просто))). Хотел я уже закончить с Арбатом, но он просто так не отпускает))). Есть еще интересные места, которые невозможно пропустить. Знаменитый дом "с рыцарями" (Арбат, 35) Дом построен архитектором Дубовским. Этот мастер строил доходные дома в основном для состоятельных домовладельцев. (Справка: доходные дома строились специально для сдачи квартир в "наем". В таких домах, как правило первые этажи занимали лавки купцов и магазины. На втором этаже жили сами купцы с семейством и владельцы магазинов. В некоторых справочниках указывается, что третий этаж был самым престижным. Но по моим сведениям эти этажи занимало самое бедное сословие: художники, студенты и писатели. Вспомните гениальное произведение Достоевского, где он описывает жилище Раскольникова:"Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру". Действие романа происходило в С.Петербурге, но именно там и начиналась эпоха доходных домов. Еще немного о Дубовском. Все его дома были оснащены водопроводом, канализацией и возможно даже лифтами. Архитектор расположил своих рыцарей на уровне 5-го этажа, и к сожалению с улицы невозможно рассмотреть детально всю эту красоту. Возможно автор их там намеренно поместил, что бы как бы напомнить: суета для суетливых, а вечность для вечных. Недаром благодарные москвичи называют их "грустными рыцарями". Они оберегают своим каменным взглядом стрелку Калошина переулка и Арбата. Еще дом Дубовской построил на Полянке (Б. Полянка, 54). И тоже разместил своих рыцарей на фасаде. В середине 90-х после лужковской реконструкции этого здания с него бесследно исчез один рыцарь. Говорят, что его случайно разбили.(есть расхождение в датах) Предполагаю, что он сейчас стоит на какой-нить одной из вилл батуриной в германии. И еще один свой дом, тоже с рыцарем Дубовской построил в Гусятниковом переулке (Гусятников переулок, 11). Есть еще два дома с рыцарями в Москве, но с Дубовским уже никак не связаны: Дом с рыцарем на Садовой-Самотечной (Садово-Самотечная, 2). И доходный дом Якова Рекка на Пречистенке (Пречистенка,13). Архитктор Гельдрих. Этот дом снимает все вопросы о его архитектурном стиле. Это прям готика-готика. Рыцари на его фасаде охраняют не сам город, а именно этот дом. Полагаю, что так и было задумано немцем Гельдрихом. Я много знаю о Якове Андреевиче Рекке. Это был российский предприниматель, который один из первых начал целенаправленно строил доходные дома в Москве. И какие дома!!! Возвращаемся на Арбат. Многие знают, что есть музей Есенина в Сивцевом Вражке, который примыкает к Арбату, но не все знают где он находится. (Сивцев Вражек 44). Мы с друзьями как-то гуляли по Арбату и я предложил посмотреть на дом, где жил поэт. Этот музей был создан благодаря нашему известному актеру и режиссеру Сергеем Никоненко. И в тот самый момент, когда мы подходили к этому дому мимо нас прошел сам Никоненко! я так обалдел, что даже с ним не поздоровался. Вот еще одна загадка Арбата... Двигаем далее. Арбат, 43. В этом доме недолго жил поэт и бард Булат Окуджава. Но эти годы, прожитые на Арбате навсегда останутся в его сердце и его стихах. Отец Окуджавы был знатным коммунистом и проводил политику партии. Он был секретарем Тбилисского горкома. Как-то там он умудрился посраться с Берией и тот ему этого не протил. В 37-м его арестовали и расстреляли. После этого Булат с мамой переезжают в Москву на Арбат, но вскоре его мать арестовывают и благополучно отправляют в лагеря. Вернется она оттуда только через 18 лет. 18 ЛЕТ!!!!!!!! Только за то, что была женой неугодного берии. На сколько нужно быть сильным человеком, чтоб все это пережить. "Ах Арбат, мой Арбат, ты мое призвание." Это первая строчка. И теперь всем становится понятна вторая строчка этой песни: "Ты и радость моя, и моя беда." Памятник Булату Окуджаве установлен на Арбате между 43 и 45-м домом. И он очень хорош. Над этим изваянием работали несколько скульпторов и художников и у них все получилось. Немного порывистая, нервная, такое впечатление, что Булат выходит из своего переулка, думая о чём-то своем или сочиняя на ходу свои стихи, которые позже споет нам под гитару...замечательная работа. Еще один пример, как можно вписать скульптуру в небольшой переулок. Надо уже как-то заканчивать с этой улицей, или застряну там еще часов на 10. А закончу я еще одной арбатской загадкой, точнее булгаковской мистикой. Угол Арбата и Смоленской площади (Смоленская пл., д. 54/1). Само здание ничем не примечательно, по стилю это обычный конструктивизм того времени. Но именно в этом здании находился тот самый торгсин, который Булгаков описал в своем произведении. Торгсин это аббревиатура (сам охреневаю от этого слова) от "торговля с иностранцами", где товары продавались только за валюту. Рубли там не принимались. Прототип сети магазинов "березка", может еще кто-то помнит. Так вот именно в этом магазе в романе "Мастер и Маргарита" и устроили кипишь Коровьев и Бегемот перед отьездом: «У зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот. Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина. Но тут маленький, костлявый и крайне недоброжелательный швейцар преградил ему путь и раздраженно сказал: − С котами нельзя». )))))) Засим откланиваюсь, но у меня есть еще много интересного...
Хорошо написал. А когда заканчивал пост цытатой из "Мастера и Маргариты" прям захотелось ещё раз перечитать это произведение! Спасибо Сергей за это!!!
Спасибо за отзывы. Вспомнил поступь командора? ))) Гениальная вещь. У меня была мысль пройтись по местам призведений Булгакова. Я приблизительно знаю где летела Маргарита, где носило Бездомного, где находился дом Преображенского, события Роковых яиц и т.д. Но это все в разных местах Москвы. Лучше я буду вставлять интересные факты по ходу прогулок по определенным улицам. Сейчас думаю как сделать прогулку по Плющихе не только познавательной, но и интересной. Придумаю чего-нить, обязательно)))
Идем далее. Перешагиваем Садовое и сразу разворачивем взгляд на 180. Грандиозное здание МИДа, выполненное в стиле сталинского ампира. Архитекторы Минкус и Гельфрейх. Здание МИДа сдано в эксплуатацию летом 1953 года. Но здание МИДа не предусматривало завершение в виде шпиля, что не понравилось "вождю всех народов". И было дано указание этот шпиль достроить. У архитекторов было только два варианта: успешно загреметь в сталинские лагеря или что-то придумать в изменении конструкции. Я поначалу думал, что все дело в фундаменте (плывун, близость к реке ит.д.), но все оказалось проще: сама конструкция дома не была расчитана на доп. нагрузки. Строение могло не выдержать дополнительных нагрузок и обрушиться. Тогда архитекторы просто возводят бутафорскую надстройку и шпиль из жести, и красят его в цвет дома. После смерти сталина Гельфрейх идет к Хрущеву с настоятельной рекомендацией снести этот уже ветхий шпиль. Но Никита Сергеевич все оставляет как есть. В угоду своему самоутверждению, он запросто ставит под риск жизни людей, работающих и живущих в этом здании. И только в конце 2016-го весь шпиль был разобран и заменен на более современные материалы,которые снимают эту нагрузку . Если посмотреть внимательно, то видно, что надстройка отличается по цвету от основного здания. Разворачиваемся обратно на те-же 180 и идем по левой стороне Смоленской улицы. Там слева и справа стоят два небоскреба брата-близнеца, это гостиницы "Золотое кольцо". Цены там тоже "золотые". От 6000 р. за ночь. Наплевать на эти уродливые башни с их ценами, главное не пройти мимо начала Плющихи. Она начинается сразу за левым зданием гостиницы. И там сразу попадаешь в тишину... весь московский шум и гам остается где-то позади. Топонимика этой московской улицы ( чуть более километра) проста и не затейлива: в начале этой улицы находился трактир купца Плющева. Отсюда и ее название. Сразу поясню, что слово "трактир"(угощение, постоялый двор), никак этимологически не связано со словом "тракт"(путь, дорога). Это только однокоренные слова, не более. Эта улица известна тем, что вела на брод через Москва-реку и далее на Смоленск. И уже позже, когда был построен Бородинский мост, улица потеряла свое стратегичское назначение. И еще она потеряла свою престижность, но одновременно приобрела тишину и спокойствие, которое сохранилось и по сей день. И раньше на этой улице было подворье ростовского архиерея, поэтому примыкающие к ней переулки называются Ростовскими. На этой улице жили семья Толстых, Суриков, Фет и много других. Я там просто отдыхаю душой и телом. В жару там можно присесть на лавочке у подьезда с банкой холодного пива или кваса,а в холдную зиму со стаканом горячего кофе или чая. И бабушки у подьезда конечно-же всегда готовы поговорить о сьемках фильма "Три тополя на Плющихе". Теперь немного о создании этого замечательго фильма: после прочтения Лиозновой рассказа Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке», она садится за сценарий фильма. Чтоб не было ассоциаций с талевидением, Лиознова изменяет название улицы с Шаболовка на Плющиха. Рассказ сам по себе хорош, а вот сценарий под редактурой Лиозновой особо и не блещет. Но сам фильм-то получился! да еще какой! Блестящие актеры Доронина и Ефремов, песня "Нежность"в исполнении Татьяны Дорониной, написанной спецом для этого фильма Пахмутовой на стихи Добронравова и Гребенникова, вообще вне всякой критики. Этот фильм и сейчас смотрится с удовольствием. Я как-то пытался пройтись по местам, где таксист Саша (Ефремов) возил провинциальную девушку Нюру (Доронина). Получается ерунда. То они едут по Смоленскому, то по Садовому, затем вдруг по Калининскому и даже заезжают в Сивцев Вражек. В заключении могу добавить, что кафе, около которого Саша ждал Нюру там никогда не было, это была просто декорация: И тополи на Плющихе никогда не росли ))). А вот на Шаболовке на самом деле росли три старых тополя, а под ними стояло кафе-стекляшка, которое так и называлось «Три тополя». И еще, в догонку: знаменитый полукруглый дом на Ростовской набережной, Щусева. Дом архитекторов. Это что-то с чем-то. Блин, столько еще хочеться всего рассказать...Заканчивать все одно придеться. Если будут вопросы, то задавайте. Я с удовольствием отвечу.
Сергей, каждый твой рассказ маленькая часть жизни, твоей, моей, да что там говорить наверное всей страны! Я думаю лишь малая толика нашего поколения не смотрела фильм "Три тополя на Плющихе!" и не знает уже потом ставщей общенародной фразы "Стоим как три тополя на Плющихе" Я с твоими рассказами вспоминаю себя тогда, в то время когда телевизоры были Черно-белыми и для переключения программ нужно было подойти к телевизору! Вспоминаю как всё было раньше, в "Светлом Советском будущем" Спасибо тебе за твои экскурсии и приятное чувство ностальгии по ушедшему времени!
Жень, спасибо тебе большое за такой отзыв. Ты так просто и душевно передал нам свое настроение, что ... я бы так не смог. Тогда может есть смыл продолжить тему "Москва кинематографическая" ? Я хорошо знаю где и как снимался "Я шагаю по Москве" Данелии, и один из моих любимых фильмов Хуциева "Застава Ильича". И вспомним Гену Шпаликова, сценариста этого фильма,его творчество, его одиночество и его несбывшиеся при жизни мечты. "Все в наших руках...". Главное, что бы это было интересно.
Продолжай Сергей, пожалуйста. Я с удовольствием прочту твои мысли и погуляю по "Кинематографическим улицам" города. И думаю людям будет тоже это интересно.
Конечно. Пока есть интерес, буду продолжать. Еще не знаю куда дальше двинем, но постараюсь чтоб это было интересно. В рассказе о МИДе я выложил фото на котором не оч. видно надстройку, которую архитекторы доделывали уже позже. Вот здесь более понятно: Этот шпиль над гербом СССР. Немного передохну и обязательно расскажу что-нить еще интересное о своем городе.