Отойдем на время от московских улиц и поговорим об одном культовом месте, известным всем москвичам и всему миру. Московский ипподром. Бега. (Беговая 22. ,метро «Беговая»). Это место знаковое и для меня. Мой отец был любителем лошадиных заездов. Мама отпускала отца на бега один раз в месяц после его зарплаты. Это было последнее воскресенье месяца. Иногда везло и мне. Если все уроки были сделаны, то мама и меня выгоняла вместе с отцом. Стояли минут 15-20 к окошку тотализатора, отец делал ставку и потом еще около часа ходили-бродили между трибун ожидая заезда И еще я помню ворох билетиков на полу возле тотализатора после обьявления о результатах заездов. Это был какой-то ритуал, они были раскиданы по всему полу. Немного истории. Основателем московского ипподрома называют графа Алексея Орлова, брата фаворита Екатерины. Именно он начал разведение и селекцию рысаков. Всем знакомо выражение "Орловские рысаки". Уважаемые источники немного по разному это обьясняют, но все сходятся приблизительно в следующем: на дальние расстояния тогда ездили на лошадях. Но если лошадь скачет галопом, то с ней трудно справиться кучеру. Да и карету или повозку трясет нещадно. А вот лошадь, которая может долго бежать рысью, не доставляет таких хлопот. Разведением именно таких лошадей и занялся граф Алексей Григорьевич Орлов. Он закупил себе в конюшни арабского и ахалтекинского жеребцов. Кого и как он там скрещивал я не знаю(ничего в этом не понимаю), но на выходе и получились те самые рысаки. Не все знают, что в Москве было два ипподрома: скаковОй и беговой. Находились они недалеко друг от друга, на Ходынском поле. "Скаковое общество" и "Московсий ипподром". Позже их обьединили. Разница в том, что на бегах наездник сидит в упряжке - небольшой повозке, которую тянет за собой лошадь. И бежит она рысью. А вот на скачках жокей сидит верхом на лошади. И там жокей разгоняет лошадь в галоп. И сейчас там рядом, как память о тех временах, есть улицы Беговая аллея и Скаковая аллея, которые идут параллельно Беговой улице и выводят на Ленинградский проспект. Есть еще одно чисто московское выражение, связанное с бегами: Большое московское Дерби. Проводиться на московском ипподроме и принимают участие только лошади чистокровных пород. И, если я не ошибаюсь, только лошади выведенные в наших конных заводах. Призы там довольно значительные и это всегда становится событием для ценителей. Первое здание бегов строили по проекту архитекторов Барютина и Кулагина. Здание было реконструировано в 1950-е годы академиком И. В. Жолтовским после пожара в здании ипподрома в 1949м году. Тогда Жолтовский не был никаким академиком это было первое здание, построенное по его проекту. Этот гениальный архитектор построил мно... кароч, много он чего строил в стиле сталинского ампира и неокласицизма. Это один из величайших архитекторов. Его вклад в архитектуру Москвы переоценить сложно. Возможно будет отдельная тема по гениальным архитекторам Москвы. И Иван Владиславович Жолтовский несомненно будет там. Интересно то, что до пожара на здании ипподрома были две квадриги. Эти скульптурные композиции в пожаре не пострадали и Иван Владиславович нашел им новое место: одну квадригу он разместил на портике главного входа, а элементы второй в виде лошадей разместил по бокам главного входа и изящной башни слева. Квадрига лошадей на здании ипподрома почти точная копия квадриги на портике Большого театра. Это колесница Апполона. Ипподром Большой театр Заканчивая тему бегов, немного добавлю своих воспоминаний из детства. В один из воскресных дней, когда наша мама отпустила отца на бега и меня отправила вместе с ним. Но в тот день не было заездов. И батя повел меня вдоль забора, по левую руку от главного входа. Так мы дошли до самого начала Беговой аллеи, где забор примыкает вплотную к жилым домам. Там местные сделали из этого забора что-то вроде трибуны. Там можно было просто посидеть и посмотреть на тренировочные заезды. Издали, конечно но все равно интересно. И, если помните фильм "Асса" Соповьева, там есть эпизод на ипподроме. Снималься этот эпизод тоже сдесь. Я был в тех краях около года назад, и там ничего не изменилось. Можно залезть на этот забор и посмотреть выездку лошадей. Вроде-бы уже всё, но... я не смогу просто так уйти из этого места. Это же большой исторический район! И я его неплохо знаю. Там рядом "дом на ножках" или "осьминог" - дом авиаторов, Ходынка, Путевой дворец Петра, Переехавший туда ресторан "Яр", Театр "Ромэн", Стадион "Динамо". там недалеко поселок "Сокол"- поселок художников,где находится самая короткая улица Москвы... Только успевай поворачиваться))). Если будет интерес, всё покажу и расскажу.
Женя, Серж, спасибо за отзыв. Я обязательно расскажу еще об этом районе. Может будет не так интересно, но... для меня нет неинтересных улиц Москвы.
Перечитывал свой текст и увидел досадную ошибку: Указ о продаже произведений искусства был издан сталинским правительством в 1928. Ульянов скончался в 24-м. Там темная история, но продавать произведения начал Троцкий в 24-м. И возможно с ведома Ленина. Прошу извинить... Впредь буду более внимателен к датам.
У меня два любимых города... Саратов - моя родина и Ленинград, в настоящее время Санкт-Петербург. В Питер я влюбился еще в далеком 1978 году, когда попал туда первый раз (еще школьником). И сейчас когда выдается время с женой стараемся на недельку приехать в Северную столицу. Крайний раз были в позапрошлом году... Ну, про Питер расскажут, наверное, "тамошние рожаки". Итак, Саратов... В нашем городе есть строения, интересные сами по себе. Многие привыкли к их виду, а многие так и не видели красоты данных зданий. Если спросить: "А когда Вы в последний раз, просто прогуливались по городу?" Многие даже и не вспомнят. А в обычное время, все ушедшие в повседневные заботы и проблемы, редко поднимают взгляд выше первого этажа. А зря.... Этот небольшой двухэтажный дом на Московской улице, наверняка, обращал на себя ваше внимание. И вы предчувствовали какую-то историю, скрытую за необычным бетонным декором фасада. Но со временем для многих, дом становился привычным. Предчувствия исчезали. И уже редко взгляд городского жителя, озабоченного бесконечными дневными делами, поднимался выше витрин магазина “Узоры”. А там, наверху, на серой трапеции стены, мчится из другой эпохи в клубах дыма и пыли, рожденный веселой мыслью скульптора-фантазера, автомобиль, управляемый лихим водителем. Над “бензиновым чудовищем” парит бог торговли и дорог — Меркурий, веселятся беззаботные путти на тумбах парапета... Этот дом тесно связан с историей автомобилизма в Саратове. Он построен в 1887 году, принадлежал Николаю Ивановичу Седову. До 1913 года здесь размещалась первая Волжская фабрика зеркал и фацетов товарищества “Н.И. Седов и С.П. Борисов-Морозов”. Выпускались зеркала всевозможных размеров и фасонов или, как говорилось в рекламе, “фантази в громадном выборе”. Неожиданно для всех один из совладельцев зеркального производства Семен Павлович Борисов-Морозов в 1913 году пишет заявление в Московский коммерческий суд с просьбой объявить его несостоятельным за долги, оплатить которые он не может. Вскоре суд рассмотрел дело о несостоятельности и старшего Борисова-Морозова, Павла Прокофьевича. Началась распродажа заводов и движимого имущества, и странным образом разорившиеся купцы уехали за границу. Братья Седовы вскоре вновь открыли зеркальное производство, только в другом месте. А в бывшее здание фабрики переехал Саратовский автомобильный гараж. Первое упоминание о гараже появилось во вторник 29 марта 1911 года в газете “Саратовские ведомости”: “Известные предприниматели — автомобилисты гг. Соколов и Иванов исходатайствовали разрешение от городской управы на перевозку кладей и пассажиров по всем улицам Саратова, до пассажирского вокзала и волжских пристаней включительно». С этой целью предприниматели приобрели 10—12 автомобилей легкой конструкции, которые будут стоять в центральных местах города. Главным местом центральной стоянки назначена Театральная площадь. С течением времени предполагается перевозить пассажиров на отдаленные саратовские дачи. Дешевые и быстрые автомобили явятся серьезным конкурентом не только для легковых извозчиков, но и для трамвая, у которого, кстати сказать, слишком высокая дачная такса”. В 1914 году Соколов и Иванов переводят свой гараж в купленное ими здание бывшей зеркальной фабрики. Шла первая мировая война. В Саратове началась мобилизация, была объявлена автомобильная повинность, и в распоряжение военного ведомства взяты все автомобили и мотоциклы частных владельцев. Вслед за своим автомобилем был мобилизован на фронт и С.И. Соколов. А гараж с 1915 года стал официально называться по имени оставшегося владельца — 3.И. Иванова. После того как Соколов был мобилизован на войну, Иванов решил не только приспособить бывшее помещение фабрики под гараж и мастерские, но и сделать реконструкцию фасада, выходящего на Московскую улицу, превратив его в своеобразную рекламу своего автомобильного предприятия. Мы можем и сейчас оценить, насколько смело и остроумно эта идея была осуществлена. Треугольный верх стены, образованный односкатной кровлей, был обыгран как наклонная плоскость булыжной мостовой, по которой мчится с бешеной скоростью автомобиль. Центральная часть фасада, придавая зданию стройность, сделана чуть выступающей из плоскости стены и заканчивается полукруглым аттиком. Над входом, может быть на месте бывшего балкона, устроен эркер, весь как бы собранный из наклонных плоскостей, — этим усиливающий динамизм композиции. Летящий на всех парах автомобиль уже вырвался одним колесом из плоскости фасада азартный водитель, вцепившийся в руль, клубы дорожной пыли и выхлопных газов, острые лучи фар, пробивающие путь... Этот сюжет, возможно, был подсказан самим 3.И. Ивановым, большим любителем быстрой езды. Более наглядной рекламы для разместившегося здесь предприятия встретить трудно. Следы гаража заметны и сейчас: подоконные части двух витринных окон магазина “Узоры” заделаны горизонтальной рейкой. Это были выезды для автомобилей Сложную бетонную композицию из барельефа, горельефа и круглой скульптуры, символизирующей триумф технического прогресса на заре нашего века, выполнили учащиеся Боголюбовского рисовального училища: Софья Резцова лепила амуров, а Надежда Хлестова — автомобиль. Кстати, Н. Хлестова стала впоследствии известным скульптором. Архитектор — автор реконструкции фасада — неизвестен. Первая мировая война. Местные автомобилисты очень горячо отозвались на призыв помочь при перевозке раненых с вокзала в лазареты. Свыше 30 человек изъявили желание предоставить автомобили для этих целей. С 21 сентября у Городского театра начался осмотр и прием реквизированных автомобилей и мотоциклов. Накануне войны 1 мая 1914 года в городе было зарегистрировано: извозчичьих экипажей — 3200, частных выездов — 1200, автомобилей — 45, мотоциклов — 15, велосипедов — 1204. На мобилизационный пункт прибыло около 50 автомобилей. В 1915 году Саратовский военно-промышленный комитет обратился к владельцу гаража 3.И. Иванову с просьбой дать сведения для выяснения возможности привлечения частных шоферских школ к делу подготовки военных водителей. И в 1916 году в помещении гаража открылись автомобильные курсы, на которых было подготовлено около 200 шоферов. После Великой Октябрьской социалистической революции гараж был реквизирован, он перешел в собственность саратовской автосекции Всероссийского автоцентра и стал называться “Автогараж-мастерская”. Захария Ивановича приняли в школу преподавателем. В 1919 году Саратов переживал исключительно трудное время. Фронт вплотную приблизился к городу. Объявили мобилизацию. От автосекции 33 человека подлежали призыву в Красную Армию. Но коллегия автосекции посчитала необходимым даже в этот критический момент оставить 3.И. Иванова на своей работе с резолюцией “незаменим”. В 1920 году 3.И. Иванов был назначен уже заведующим автошколой, которую по праву можно считать предшественницей ДОСААФ в Саратове. На этом документальные сведения о 3.И. Иванове кончаются. По рассказам его родственников и старожилов, в годы нэпа 3.И. Иванов вновь создал частный автопрокат, а позже уехал в Москву, где продолжал работать механиком в гараже. В марте 1925 года газета “Саратовские известия” сообщила своим читателям, что “в бывшем гараже Иванова открывается розничный электротехнический магазин”. Читавшие роман И. Ильфа и Е. Петрова “Золотой теленок”, конечно, помнят Адама Козлевича, лихого водителя “Антилопы-Гну”, и его знаменитое “Эх, прокачу!”. Среди саратовских старожилов и краеведов по сей день живет легенда о том, что прототипом этого литературного героя стал автомеханик, поляк по происхождению, служивший до революции в гараже 3.И. Иванова на Московской улице. После революции гараж был национализирован, молодые шоферы ушли на фронт. Пожилой автомеханик остался не у дел. Существовал он на случайные заработки, но главным образом мастерил и продавал с рук на толкучке бензиновые зажигалки. В годы нэпа, когда временно были разрешены частное предпринимательство и частная торговля, старый автомеханик собрал из деталей и железок, сохранившихся в гараже и найденных на свалках, легковую машину и пустился в автопрокат. Только она у него больше стояла — то у городского сада “Липки”, где была стоянка извозчиков, то у дома-гаража, а хозяин ее дремал. И чтобы его не будили напрасно, написал на дверце: “До Волги — один рубль, до вокзала — два, до Первой дачной — три”. Так гласит легенда. Возможно, во время посещения Саратова Илья Ильф видел у сада “Липки”, на стоянке извозчиков, частное такси и дремавшего водителя? Чрезвычайно любознательный корреспондент “Гудка” подробно расспросил и о машине, и о ее водителе... Все сведения были занесены в записную книжку, которая, судя по всему, не сохранилась... Давайте поверим авторам, утверждающим в предисловии к “Золотому теленку”: “Все рассказанное — не выдумка. Выдумать можно было бы и посмешнее”. Прошли десятилетия, а там, наверху, на серой трапеции стены, все мчится, не зная усталости, совсем из другой эпохи, в клубах дыма и пыли, рожденный буйной фантазией скульптора, — автомобиль. «Поднимая тучи пыли с мостовой, катит по городу авто, рассекает его спокойствие светом фар и ревом двигателя. Руки «пилота» до боли сжимают баранку, на лице – отчаянная смелость. Кажется, машина сейчас отделится от фасада и помчится над проспектом. Эх, прокачу!..». Материалы взяты с сайтов: http://old-saratov.ru/ http://drugoy-sarato...d_cat=11&page=1 http://www.sarrest.r...a/so/index.html старые газеты, архив, "Энциклопедия Саратова", "Старый Саратов", "Летопись Саратова"
Был в Саратове в учебке, лето-осень 99 года в/ч 5610, городских достопримечательностей толком не видел, в Чардым помнится возили на работы, ещё Октябрьское ущелье, в какой то пригородный колхоз на капусту, в теплицах отсеивали керамзит, ну и на улице какой то траншею ломами долбили. Так хотелось в Волге искупаться, увы не получилось. В промежутках работ, вечерами учили военную специальность связиста...))
Большое спасибо за рассказ, это интересно и познавательно. Особенно за Козлевича, я даже и не знал что у этого персонажа был прототип))). Что касается архитектуры этого здания - это чистый модерн. Я сразу вспомнил дом Правдиной, что на Садовой-Сухаревской в Москве: Два этажа, несимметричность, скульптуры над крышей.Центральный эркер. Разница только в окнах. Архитектор Правдин сделал одно большое окно вместо двух небольших.
Почти земляк...))) Город по нынешним меркам не старый. Купеческий, в Российской империи считался столицей поволжья... Из-за этого современные владельцы стальных коней терпят неудобства.... Улицы узкие... А так да... Сары тау - желтая гора... ЗЫ. Сергей, у меня есть несколько заготовок про Саратов... Если можно буду выкладывать в этой ветке... С ув.